Подземная церковь в Сарове

Рубрика: Дальние странствия
Метки: |
Вторник, 14 сентября 2010 г.
Просмотров: 9348
Подписаться на комментарии по RSS

Зашёл недавно с экскурсией в саровские пещеры, что под монастырём. Делюсь фотками и впечатлениями :)

 

 

Вообще жители города в большинстве своём относятся к саровским святыням сильно прозаичнее приезжих иностранцев и других туристов. Ну, это вселенская проблема — почему-то нам всегда интереснее совершить приключенческую поездку куда-нибудь в Сан-Джованни-Ротондо на склонах Монте-Гаргано, чем дойти пару сотен метров до Саровского монастыря. Ну отсюда же: не храним, что имеем. Если просмотреть всю историю монастырских пещер, несмотря на в целом положительный исход (верхний уровень оборудован под экскурсии, в подземной церкви проходят регулярные службы), остается какой-то осадок — слишком много было инцедентов, которые нанесли непоправимый ущерб пещерному комплексу и могли быть предотвращены.

Ну, я не эксперт, я просто фоткал :) Зато очень кстати начался цикл статей освящающих проблему. Раньше ни на что не натыкался особо интересное, разве что на старую статью Подурца. А здесь живые впечатления на тему реставрации пещер: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4 и часть 5. (Будут и еще части.)

Теперь расскажу немножко и покажу. Начало подземным сооружениям в горке, над которой сейчас располагается Саровский монастырь положил иеросхимонах Иоанн. Что означает «иеросхимонах»? Во-первых, это «иеромонах», т.е. монах-священник — тот, у кого есть право совершать церковные таинства. Во-вторых, это «схимонах», что означает глубокую отречённость от бренного бытия. Чаще всего постригались в великую схиму уже немолодые, часто больные монахи, готовые до конца дней держать суровый обет.

Иоанн начал рыть ходы в 1692 г., закончил в 1711 г. Почему-то экскурсовод вопреки этим цифрам называет период в 12 лет. Дальнейшая судьба пещер не менее интересна: несколько раз входы открывали и закрывали, велись службы, случались обвалы. Раскопки и доведение до сегодняшнего вида начались в 1992 г., т.е. продолжаются уже 18 лет. Для посещения открыто ~400 м. ходов. Хотя считается, что за основу были взяты системы келий Киево-Печерского монастыря, хорошо ощущается другое — схема пещер повторяет кольцевую планировку нашей столицы: есть большое и малое кольца, с ответвлениями под кельи, спуском на нижние ярусы и внутренними проходами. Особняком стоит только келья самого Иоанна. Путь до неё оказался узким, длинным и холодным.

На всем протяжении ходов и келий попадаются иконы. Они не простые, а керамические. Дело в том, что пещерный воздух практически стопроцентно влажный, ни один из привычных носителей кроме керамики не может долго сохранять первозданные образы. Выяснилось однако, что даже такой трюк — не выход из положения. Иконы всё-равно мокнут и разваливаются на стыках соединяющихся частей.

Пещеры не глубокие: верхний уровень в среднем в 10 метрах от поверхности. Вследствие этого температура в течение года не стабильная, хотя летом конечно прохладнее чем на улице (градусов 15), а зимой теплее. Замёрзнуть можно не успеть. Ну, это если не ходить до кельи Иоанна :)

Что характерно: потолок и стены в некоторых местах покрыты копотью. Экскурсовод говорит, что это специальный раствор, которым покрывали стены монахи, чтоб не сыпалось. Может и покрывали, но почему тогда точно такая же копоть есть в пещерах природного происхождения?

Кстати, обвалы — это такой бич здешних мест. Порода — доломит, это что-то наподобие спресованного мелкого песка, сыпется самопроизвольно и в любых количествах. Этим объясняется крайне медленная работа реставраторов и недоступность нижних ярусов пещер (предположительно их аж до 4-х штук).

Центральной достопримечательностью пещерного комплекса является, конечно, подземная церковь. Она скромна в размерах и не может похвастаться привычными аттрибутами наземных храмов. Зато по атмосферности не проигрывает им никак. Иконостас менялся три раза: деревянный, чугунный, медный и вот сейчас — из специального антикоррозийного сплава.

Все кто был в Сарове на монастырской площади видели две вентиляционные будочки. Одна около бывшего памятника Горькому, другая — около музыкальной школы. Ну, естественно внимания не обращали. А между тем снизу вам покажут связь между небом будочками и землей. Одна справа от иконостаса, вторая на «большом пещерном кольце» (на фото это место см. выше, где кирпичная кладка). И всё-равно, вентиляция не спасает от катастрофической влажности. Оттого, на фотографии это видно, прямо посреди церкви стоит тепловая пушка: она здесь не для обогрева посетителей, а для сохранности духовных ценностей.

Что можно сказать по итогам обследования. Конечно нужно посетить эти места. Пока есть такая возможность. Подземелья показались мне очень хрупкими. И не ровен час половину запросто может залить лопнувшей трубой. Или само провалится. Тем более и то и другое уже было. А по монастырской площади (прямо над пещерами) еще и машины ездят...

 

 

По организации экскурсий можно спросить Гаврилятову Людмилу Николаевну. Телефон: +79200143147.

twitter.com facebook.com vkontakte.ru mail.ru friendfeed.com pikabu.ru blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru memori.ru google.com bobrdobr.ru yandex.ru del.icio.us

Комментариев: 4

  1. 2010-09-14 в 16:54:18 | Трост
    ]]>]]>

    страшно. того и гляди на повороте чёрта встретишь, а не разойтись

  2. 2010-10-28 в 19:32:12 | Chewits
    ]]>]]>

    говорят, повороты святой водой окрапили

    (и осиновыми кольями полы устлали:)

  3. 2010-10-28 в 19:52:49 | Трост
    ]]>]]>

    видимо уже были случаи...

  4. 2010-10-29 в 10:09:49 | Chewits
    ]]>]]>

    говорят, просто церковь освящали

Оставьте комментарий!

Не регистрировать/аноним

Используйте нормальные имена.

Если вы уже зарегистрированы как комментатор или хотите зарегистрироваться, укажите пароль и свой действующий email.
(При регистрации на указанный адрес придет письмо с кодом активации и ссылкой на ваш персональный аккаунт, где вы сможете изменить свои данные, включая адрес сайта, ник, описание, контакты и т.д.)



(обязательно)