Поход 2010. Часть 1. Подготовка

Рубрика: Дальние странствия
Метки: | |
Вторник, 27 июля 2010 г.
Просмотров: 10307
Подписаться на комментарии по RSS

Схема ЛухаВступление

Часть очередного лета, как и годом, и двумя раньше, я решил реализовать выйдя в водный поход на байдарках. Но в отличие от предыдущих плаваний, это уже мое собственно-задуманное и лично-организованное путешествие.

В течение года появлялись и исчезали желающие, а в начале июня более-менее определился круг людей, которые не только хотят, но и могут. Можно было уже начинать думать вполне основательно.

Здесь я хочу представить некоторый отчет по походу. Он состоит из двух частей: подготовка и собственно сам поход. Кроме того, материалы про медицину, еду и походное снаряжение, прямо вытекающие из этого путешествия, вынесены в отдельные посты и будут совершенствоваться по мере обработки ран, прочистки желудка и обдумывания.

Цель отчета — дать представление как о самой организации подобных путешествий, так и немножко актуальной информации по маршруту «пос. Фролищид. Перово».

Ниже приведу основные выкладки, касающиеся всех граней нашего мероприятия. Надо, учитывать, что это моя первая организаторская проба, да и в поход до этого ходил я всего два раза: «Керженец 2008» и «Керженец 2009». Проходились оба маршрута вместе с замечательными людьми из Нижегородского Областного Туристического Клуба (НОТК), а также друзьями, одногрупниками, одноклассниками. Более того, третий поход до последнего момента носил название «Керженец 2010» :) Чтобы не упрекать себя в однообразии, я утешался мыслью, что маршруты всех трех «Керженецов» довольно сильно отличаются. Все вместе они покрывали бы километров двести этой реки:

  • «Керженец 2008»: д. Быдреевкап. Валки (11 дней, ~150 км.)
  • «Керженец 2009»: д. Быдреевкад. Рустай (6 дней, ~80 км.)
  • «Керженец 2010»: д. Богоявлениед. Мериново (7 дней, ~45 км.)

Но последний маршрут не осуществился. Он мог бы получиться как-раз идеальным для начинающих, плыть не много, дней при этом достаточно, но провалился по объективным причинам, не зависящим от нас. Подготовка вообще получилась экстремальной, примерно как и это лето. Маршрут окончательно определялся за день до отъезда :)

 

Пролог

С середины июня в Нижегородской области установилась аномальная жара, градусов под 30-35, иногда и больше. Скоро температурная обстановка спровоцировала череду пожаров по области, а также в Марий-Эл, Мордовии и соседних регионах. Нижний Новгород просыпался каждый день от стойкого запаха гари и засыпал тоже с ним. Дошло уже и до введения режима ЧС в 20-ти районах области, в основном на юге и востоке, сюда же попал Семёновский район и весь наш маршрут по Керженцу.

Мало того, говорят, 9-ого июля было издано особое постановление губернатора, запрещающее посещение леса вообще по всей области. При этом пугали штрафами в 3000 р. с человека, ну и собственно на все культовые въезды-выезды в леса были поставлены шлагбаумы и патрули МЧС, которые кроме того еще и регулярно объезжали прилегающие территории. Путь на Керженец был закрыт окончательно. Да, упоминать о том, что к тому времени уровень воды в реке упал больше чем на полметра и грозил нам пешим походом по руслу, уже не стоит.

Вобщем мы в срочном порядке стали искать новый маршрут. Выбирать особо и не приходилось. У нас не было ни камаза, ни внедорожника, заброску и выброску надо было осуществлять из довольно приличных деревень, куда могла подъехать наша машина. Уровень воды тоже начинал смущать, более того, с каждым днем ситуация становилась только хуже.

Практически все туристические реки находились в зоне ЧС. Соседние области, где горели торфяники, тоже вариантом не являлись, хоть режим чрезвычайной ситуации там официально и не вводили. Итого, вариант оставался один: Лух от Фролищ до Клязьмы. Выше по течению река в сетях и кольях, забрасываться куда-то очень сложно. (Но можно: например, от Талиц до Фролищ дней на 5—6 или от д. Мыт до Фролищ дней на 8.)

Если учесть, что Фролищи находятся все-таки в Нижегородской области, регулярно посещаются туристами и МЧС-овцам об этом прекрасно известно, можно сказать, поездка должна была закончиться в первый день прямо в пасти зверя — в деревне. Мы даже знали от своих людей в МЧС, что да, действительно, патрули туда послали и Фролищи контролируют.

Параллельно всплыла информация о том, что наш участок реки с 2010-ого полностью попадает в заповедник (информация не подтвердилась, заповедника нет, зато там теперь заказник и с лесниками надо быть осторожными).

Популярность маршрута давала все основания ожидать встречи с ГИМС, могущими отобрать незарегистрированные байдарки с соответствующими штрафами. Но терять все-равно было нечего: продукты купили — надо съесть :) Мы попытались и получилось.

Оставшаяся часть отчета — небольшая тягомотина про подготовку. Интересного мало, так что можно сразу читать вторую часть :) А вот сразу карты Луха и другая техническая информация.

 

Наша группа

Приглашенных или желающих людей первоначально было много: 17 человек. Но кто-то не смог, кого-то не стали звать еще раз, некоторые просто не захотели, так или иначе, в итоге сформировалась группа в составе уже 6 человек, половина без походного опыта вообще. Опять же, число едущих сократилось с 9-ти человек до 6-ти в самый последний момент. Байдарок к тому времени уже было найдено три, все трехместные. Цена вопроса чуть-чуть выросла, но думаю, пропорционально комфорту. Вообще трехместная байдарка является трехместной только в техпаспорте, на третье место можно сажать разве что ребенка, ну или рюкзак. Мы сажали рюкзак.

 

Варианты маршрутов

Как уже было сказано, приоритетным маршрутом считался керженский: «д. Богоявление — ст. Керженец — д. Быдреевка — с. Покровское — д. Мериново». Однако, рассматривались и другие варианты:

Керженец. «ст. Озеро — д. Мериново» (чуть короче предыдущего, преимущество в том что и туда, и оттуда можно добираться электричками).

Узола. Маршрутов не знаю, но они есть :)

Уста. Люди плавают за 10 дней от п. Красный Яр до пгт. Воскресенское, если в нашем темпе, лучше накинуть еще дней пять :) Хорошо ходятся ПВД по более коротким участкам.

Пьяна. В верховьях: «д. Ветошкино — пос. Ичалки» (дней 8-10), чуть поменьше — «с. Борнуково — пос. Ичалки» (пойдет под активный ПВД). Можно продлить маршруты до г. Перевоз. Природа этих мест характеризуется особой красотой: прозрачная вода, валуны и пляжи. Стоянки тоже есть. В нижних течениях нужно выделить маршрут «с. Каменищи — с. Камкино» с быстрым течением по лесистой местности (пляжей почти нет) и небольшими перекатами.

Кроме того есть маршруты по Линде, Сереже, Ветлуге, Мокше...

Все это, прежде всего, для нижегородцев. Самое популярное — Лух (ленивый только туда не ходит, скоро там на оборудованных стоянках туристы начнут, наверно, строить мини-гостиницы, на самой реке пора начинать применять правила речного движения, а по ночам с соседних стоянок раздаются такие нечеловеческие вопли, что кажется местные туземцы проводят ежедневный обряд самосожжения :) Потом по популярности, пожалуй, Керженец и, думаю, с каждым годом народу на нём будет только больше, жаль. Ну, на остальных я не был :)

 

Варианты доставки и эвакуации

До Фролищ можно доехать личным автотранспортом, причем любым, дороги вполне приличные. Другое дело, что если нет газели или пазика, вместе с байдарками и рюкзаками много человек не доедет.

Мы сделали так: на машине (легковой) послали снаряжение, а сами добирались общественным транспортом. Встретиться договорились у стен монастыря, там где в монастырской лавке продают хлеб и мёд, а рядом какая-то часть военного объекта, кажется административно-хозяйственная.

Итак, чтобы добраться до Фролищ на автомобиле (если едем из Нижнего Новгорода) нужно двигаться по трассе М7 до поворота на Фролищи, направо, там будет указатель.

Из Ильино и Дзержинска до Фролищ ходят автобусы (можно сесть прямо на повороте с М7), ездят бомбилы. Из Ильино можно доехать и на такси.

Но, транспорт не очень удобный, расписание непостоянное, вобщем рекомендую пользоваться электричками. Напрямую от Нижнего Новгорода до Фролищ ходит «кукушка» — дизельный электропоезд, являющий собой состав из одного вагона, такой «сам-себе-паровоз» с кабинами для машинистов с обоих сторон и отсутствием туалетов. В прошлом году ранее ходившее чудо техники, аналогичное по назначению, но не соответствующее по всему остальному, было заменено новой моделью и теперь добираться на нем даже приятно. Отправляется он в 14.13 (данные на лето 2010), проезжает Дзержинск, Сейму, в 15.14 прибывает на ст. Ильино, и в 16.13, доезжает до пункта назначения (ровно два часа от Нижнего Новгорода до Фролищ), где выкидывает вас в открытом поле.

Идти нужно за местными жителями в направлении гипотетического продолжения следования ж/д поезда, и чуточку правее. Дальше, выйдя на бетонную (может даже чуть асфальтированную) дорогу, идите по ней до монастря, там же будет остановка с надписью «Фролищи», правее можно поискать магазин, чуть прямо монастырская лавка, а слева, мимо монастыря и дальее через лесхоз, можно пробраться к реке. Еще один вариант — доехать до станции Ильино на любой электричке гороховецкого направления, а дальше на той же «кукушке». С этой станции на ней можно доехать уже три раза в сутки: 6:20, 15:14 и 19:08.

Для эвакуации из Перово лучше бы все-таки заиметь хорошую технику, мы выезжали на грузо-пассажирской газели, выехали, что-то менее мощное может и не проехать, там есть довольно крутой подъем из булыжников.

Лодкам причаливаться нужно у деревенского пляжа (минут 20 плыть от устья, будет поворот налево, потом пляж). Водителю нужно сказать чтобы ехал по М7 до Перово. От поворота с трассы до места остановки автобуса на Вязники дорога еще более-менее-вполне. Дальше начинается нечто. По этому безобразию нужно ехать вниз, будет главная деревенская дорога, слева магазин, дальше, доехав до уличного водопроводного крана, нужно повернуть налево и ехать по этой дороге, до деревенского пляжа, который будет слева.

Как уже было сказано от Перово до Вязников ходят автобусы, расписание можно спросить у местных жителей, можно вызвать из Вязников и такси (8-920-905-01-63, 8-916-295-64-44 или 8-920-903-58-00, 8-915-778-58-00). Поедут ли они до самого пляжа не знаю, уж больно страшной мне показалась дорога, но до места остановки-разворота автобусов приедут. Добравшись до Вязников (вам нужно на ж/д вокзал) можно, используя электрички, доехать до куда угодно, в том числе и до Нижнего Новгорода.

 

Маршрут

Здесь кратко подсчитаю сколько мы плыли.

1 день. 20.20 — 20.55. Убегаем от МЧС в соседнюю область. 35 мин.

2 день. 15.10 — 16.20 — 18.28. Время посередине — это причал для обеда-перекуса. Он занимает в среднем 20-30 мин.  Итого плыли 2 ч. 50 мин. 

3 день. 13.40 — 15.40 — 17.20. Ходовое время 3 ч. 50 мин.

4 день. 15.55 — 17.15 — 17.55. Всего 1 ч. 30 мин.

5 день. 14.10 — 16.30. Нужно доплыть от последних стоянок на Лухе до Клязьмы и Перово. Мы доплыли за 2 ч. 20 мин.

Итого, от автомобильного моста во Фролищах до деревенского пляжа в Перово: ~12 ч.

 

Эпилог

А теперь список литературы, ссылки, явки.

Топографические карты рек Лух, Клязьма, Сережа, Теша, Ока, Пра, Судога и Керженец в масштабах 1 см — 1 км и 1 см — 2 км.

Нарезки спутниковых карт маршрута Фролищи — Перово:

Очень полезная информация собрана на сайте http://goodwater.narod.ru/, рекомендую распечатать лоции ваших маршрутов, практика показала, что способности ориентироваться по картам проявляются только у избранных, а вот опознавать стоянки и достопримечательности по описанию смогли даже мы.

Список маршрутов (как-раз не очень сложных, для начинающих) есть на сайте Туристёнок — это сайт о путешествиях с детьми.

Про еду могу сказать следующее: почитав раскладки из интернета, меню я придумал с нуля, мне ни одно не понравилась. Но примерно считать все-равно надо, поэтому по составленному меню считаем количество продуктов. Не везде, но во многих местах для рассчётов очень удачной оказалась эта страница.

Для нижегородцев про заказ байдарок: делать это лучше всего (это делали мы) в магазине «Турист», где-то за месяц уже нужно суетиться, там же можно взять палатки, гермы, и пр. Цены одни из самых дешевых в городе, качество хорошее. Дни, когда вы забираете и отдаете байдарку, в общую стоимость не входят. Например, едете вы с 14-ого по 16-е в поход — байдарку забираете 13-ого во второй половине дня, а сдать её нужно (сдавать сухой, иначе — просушка в 500 р.) в первой половине дня 17-ого. При этом вы платите за 3 дня по прейскуранту. Кроме этого, оставляете залог в размере 10% от стоимости байдарки (для Невы-3 это 3000 р.). Магазин находится на ул. 40 Лет Октября, 8 — надо выйти на остановке «Музей района», и идти перпендикулярно проспекту Гагарина, пройти офис «Команды Горький» на правой стороне улицы, идти дальше, и после продуктового магазина на левой стороне увидите магазин «Турист». Работает ежедневно с 9:00 до 20:00, телефон — (831) 464-04-29. Прейскурант на байдарки.

Еще один хороший вариант — магазин «Снаряжение» (прайс на прокат). При заключении договора с вас попросят, кроме денег, полис работающего человека. Цены и качество приемлемые. Байдарки выдают только в сормовском филиале, который рядом с «Золотой милей». Популярность прокатчиков из Снаряжения оставляет еще меньше времени на раздумья перед походом — заказывайте заблаговременно! Телефоны: 8-(831) 437-36-15, 437-36-32, 414-51-41, 434-50-02.

Запасной вариант по байдаркам — Нижегородский Областной Туристический Клуб — дорогой и по качеству сильно проигрывает предыдущим, специально не интересовался, но в наличие, вероятно, только старые советские Таймени. По 800 р. сутки. В прокате есть и другой инвентарь. В залог попросят паспорт или водительское удостоверение. При общении сложилось впечатление, что за байдарку попросят что-то большее... Например, два паспорта :) У них планировалась аренда тента, но в час-Х выяснилось что тентов в наличие нет, вышел облом, впрочем и без него этим летом было пречудесно, только денег сэкономили. Турклуб расположился в подвальчике по адресу ул. Алексеевская 24 В (выйдите с Покровки или еще откуда-то на Алексеевскую рядом с колбасным магазином на перекрестке, идите во дворы, упретесь в дом, там найдете вывеску и дверь с кнопочкой «Турклуб», нажмите, вам откроют). Телефоны: 434-38-49 и 278-42-72.

И последнее — можете найти частных лиц в интернете, например, на нижегородском форуме в разделе туризм. Вот типа такого.

 

Более чем через год разобрал часть фоток и публикую продолжение :)

twitter.com facebook.com vkontakte.ru mail.ru friendfeed.com pikabu.ru blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru memori.ru google.com bobrdobr.ru yandex.ru del.icio.us

Комментариев: 3

  1. 2011-01-23 в 11:03:56 | Екатерина

    Спасибо большое, написано интересно и юмором! мне пригодиться)))))

  2. 2011-06-03 в 15:30:50 | Галина

    Прекрасная река Лух. Мы были там 3 года назад и собираемся в июле опять. Что называется: "народ просит повторить". А в 2010г. (в то время, когда в Сарове было все в дыму), зная о запрете, дозвонились до МЧС города Судогда и получив устное благословение. За неделю, не спеша, прошли по рекам Судогда-Клязьма (с. Муромцево - г. Ковров). Река Судогда - райский уголок и посмотреть есть чего.

  3. 2011-06-03 в 17:20:08 | Chewits
    ]]>]]>

    а как там вкратце река: узкая/широкая?, нигде не надо перетаскиваться по берегу?

    в этом году может быть у вас затея с Лухом не получится: посмотрите здесь:

    http://52.mchs.gov.ru/info/detail.php?ID=7679

    там есть документ (Постановление Правительства Нижегородской области от 28.04.2011г. №313 "Об установлении на территории Нижегородской области особого противопожарного режима"), который говорит о запрете на посещение лесов на всё лето 2011 -- с 1-ого мая по 1 октября

Оставьте комментарий!

Не регистрировать/аноним

Используйте нормальные имена.

Если вы уже зарегистрированы как комментатор или хотите зарегистрироваться, укажите пароль и свой действующий email.
(При регистрации на указанный адрес придет письмо с кодом активации и ссылкой на ваш персональный аккаунт, где вы сможете изменить свои данные, включая адрес сайта, ник, описание, контакты и т.д.)



(обязательно)